Вероятно, многим из фотографов приходилось сталкиваться с заказами на съемку собак, одна¬ко даже те, кто специализируется на этом, не всегда представляют специфику требований к подоб¬ным снимкам, поскольку и сами заказчики не могут подчас внят¬но объяснить, что им нужно. Во всяком случае, низкий уровень ка¬чества большинства фотографий, публикуемых на страницах соба¬чьих журналов, подтверждает это. Сразу оговоримся, что речь идет, главным образом, о профессио¬нальных зоотехнических и рекламных фотографиях. Художе¬ственная съемка собак, как и дру¬гих домашних животных, не огра¬ничена сколько-нибудь жесткими рамками и предоставляет несрав¬нимо больший простор фантазии и искусству фотографа. Фотографии собак в экстерьер-ной (выставочной) стойке сейчас применяются для публикаций в журналах отчетов о выставках и для рекламы производителей. В прежние годы фотоснимки, как объективный документ, были, безусловно, необходимы киноло¬гам клубов, где, собственно, и ве¬лась племенная работа с порода¬ми. Ныне, когда планирование разведения осуществляется сплошь и рядом самими владельцами, последние и являются основными за¬казчиками. В зависимости от того, кто "заказывает музыку", меняет¬ся характер требований к фото¬графу. Если клубу для иллюстрации и сравнения описаний эксте¬рьера различных животных требу¬ются исключительно "правиль¬ные", идентичные снимки, то вла¬делец собаки (или питомника), в стремлении "показать товар ли¬цом", заинтересован, прежде все¬го, в наиболее выигрышных ра¬курсах и сокрытии тех или иных недостатков. Как бы фотограф не относился к необъективности рекламы, он вынужден, выполняя заказ, под¬страиваться под интересы собако¬вода. Действуя в интересах вла¬дельца собаки, фотограф может, чуть-чуть изменив ракурс, сделать слишком растянутую собаку зрительно более компактной, мелко¬головую - крупноголовой, высо-козадую - высокопередой и т. п. Чтобы честно отработать свои деньги, он должен неплохо знать общий экстерьер, стандарт той породы, которую собирается сни¬мать, а также особенности фо¬тосъемки этих животных. Неради¬вый же фотограф даже великолеп¬ную по экстерьеру собаку легко может "испортить", что может выз¬вать нарекания клиента. То, как должен выглядеть иде¬альный представитель той или иной породы и что такое экотерь-ерная стойка,'подробно описано в руководствах по собаководству, поэтому здесь мы лишь кратко кос¬немся этих вопросов. • Как правило (но не обязатель¬но), собак снимают со стороны ле¬вого бока, так что на снимке го¬лова собаки находится слева, а хвост - справа. • Правильный зоотехнический снимок требует применения съемки строго в профиль собаки. При этом оптическая ось объектива должна быть параллельна земле и перпен¬дикулярна плоскости продольно¬го сечения собаки, пересекая пос¬леднюю в точке пересечения верти¬кали, исходящей из холки, и гори¬зонтали, проходящей через плече¬вой сустав. Важно помнить, что малейшее измене¬ние ракурса искажает пропорции и линии собаки. • Для ряда широкогрудых по¬род (боксеры, бульдоги, американ¬ские стаффордшир-терьеры, рот¬вейлеры и т.п.) допускаются сним¬ки в полу-фас или в три-четверти, однако, в этой ситуации соблюс¬ти всегда и везде одинаковый ра¬курс практически невозможно, по¬этому нельзя считать подобные снимки объективным фотодоку¬ментом. В качестве иллюстраций к описанию экстерьера приемлема в таком случае пара снимков каж¬дой собаки - строго в фас и в про¬филь. • Тем не менее, с точки зрения рекламы, снимок, подчеркиваю¬щий силу и мощь собаки и визу¬ально увеличивающий переднюю часть корпуса и голову , может только приветствоваться заказчиком. • Сама собака при экстерьерной фотосъемке должна стоять прямо, передние конечности независимо от породы должны быть парал¬лельны друг другу, предплечья вертикальны, правая и левая лапы на одном уровне. Задние ко¬нечности у большинства пород должны быть немного отставлены назад так, чтобы скакательные суставы находились на уровне се¬далищного бугра или чуть сзади, желательно, чтобы плюсны при этом были вертикальны. Для не¬которых пород (в основном, длин-ноформатных, например, немец¬ких овчарок) характерна стойка с несколько продвинутой вперед правой задней конечностью (даль¬ней от фотографа), для других тре¬буется, чтобы правая и левая зад¬ние лапы были на одном уровне . • Для многих "цивилизован¬ных" пород (тех же немцев, добер¬манов, боксеров, короткоформат-ных терьеров, шнауцеров, легавых и проч.) характерна высокопере- дая стойка. В стремлении подчер¬кнуть высокопередость (или со¬здать видимость ее), собак часто ставят с настолько далеко отстав¬ленными задними конечностями, что это искажает углы сочленений и нарушает природный облик жи¬вотного . К счастью, в пос¬леднее время заметна тенденция возврата к более естественной стойке. • Голова собаки должна быть направлена строго вперед. Во вре¬мя фотосъемки многие хэндлеры руками поддерживают и голову, и хвост в правильном положении, или удерживают собаку с помо¬щью тонкого выставочного повод¬ка-удавки, затянутого за ушами. В середине прошлого века запад¬ные фотографы ретушью убирали и руки, и поводок, и все остальное, что попадало в кадр помимо соба¬ки . В наше время не толь¬ко руки хэндлера, но даже чьи-то ноги на заднем плане не считают¬ся сколько-нибудь зазорными, если речь идет не о рекламе. • Положение ушей весьма важ¬но для очень многих пород (на¬пример, у классических терьеров -фоксов, керри, ирландцев, эрделей - кончик уха должен быть направ¬лен на внешний уголок глаза. В то же время, уши - чрез¬вычайно подвижная часть собаки, и даже вышколенный до автома¬тизма выставочный чемпион мо¬жет, прислушиваясь, дернуть ухом в момент срабатывания затвора. Выход один - ловить момент, ког¬да все будет "в порядке". • То же касается бороды и чел¬ки у жесткошерстных собак. Обыч¬но хэндлеры (или владельцы) не только тщательно расчесывают эти атрибуты собачьей красоты перед съемкой, но и обрабатыва¬ют их лаком для волос. Однако, собака неловким движением (скажем, ласкаясь к хозяину) может смять "прическу". Хорошо, если клиент заметил это во время съем¬ки, если нет - он заметит брак при просмотре готовых снимков. • Кому-то может показаться, что приведенные выше замечания должны быть адресованы скорее клиенту, нежели фотографу. Дей¬ствительно, именно владелец (или хэндлер) готовит собаку к съемке, ставит ее в то или иное положение, наконец, отбирает среди готовых снимков самые, с его точки зрения, удачные. • При фотографировании собак для рекламы одним из основных приемов фотографа является, как уже отмечалось выше, сознатель¬ное отклонение от стандартного ракурса. Так, стремясь подчерк¬нуть крошечные размеры и растя¬нутость кроличьей таксы, целесо¬образно вести съемку несколько сверху. Кроме того, маленькая со¬бачка выглядит меньше, если ее изображение занимает лишь цен¬тральную, меньшую по сравне¬нию с собаками средних размеров, часть кадра. И наоборот, реклам¬ные снимки огромных мастифов и мастино лучше делать полу-фас, снизу и почти во весь кадр (это касается и других "охранных" по¬род). • К сожалению, в рекламе прак¬тически не используются снимки собак в движении. Между тем, вид мчащейся галопом или прыгаю¬щей собаки (фото. 5) производит несравненно более сильное впе¬чатление на потенциального по¬купателя, чем та же собака, но спо¬койно стоящая или сидящая. Ко¬нечно, съемка бегущей собаки тру¬доемка и требует большего расхо¬да пленки, но это оправдывается достигаемым эффектом. • Прискорбно, но фотореклама собак публикуется сплошь и рядомбез учета специфики читательской аудитории. Сейчас издается мно¬жество монопородных журналов, которые выписывают и читают, в основном, специалисты-кинологи, заводчики и поднаторевшие лю¬бители данной породы. Как пока¬зывает практика, среди них почти не встречаются покупатели щен¬ков. Данной категорией читате¬лей реклама воспринимается как источник информации о состоянии дел у коллег и конкурентов. В та¬кого рода изданиях приемлемо ис¬пользование экстерьерных зоотех¬нических фотографий как в отче¬тах о выставках, так и в рекламе. • Другое дело - журналы и га¬зеты, продающиеся в киосках, по¬священные различным породам собак или животным вообще, а также чисто рекламные издания. Среди тех, кто их покупает, часто встречаются и потенциальные по¬купатели. Здесь реклама выполня¬ет свои прямые функции, и от фо¬тографии собаки зависит, обратит ли неискушенный читатель вни¬мание на данную конкретную рек¬ламу. Тем более, что рекламных объявлений обычно очень много, все они на одно лицо, а сами фо¬тографии из-за дороговизны пе¬чатной площади - крохотные. "Правильные", профильные сним¬ки, как правило, скучны для диле¬танта и не выполняют задачи рек¬ламы. Сравните, например, изоб¬ражения породистого пуделя, сто¬ящего в идеальной экстерьерной стойке, или той же собаки, но иг¬рающей с ребенком, бегущей за мячиком или умильно облизываю¬щейся. При этом совсем не обяза¬тельно, чтобы собака была видна вся, от мочки носа до кончика хво¬ста. Особенно это касается хорошо Известных пород: тонкости эксте¬рьера все равно не известны нович¬ку в собаководстве и плохо различимы на маленькой фотографии, а вот какой-то особенный ракурс, момент движения или необычное выражение "лица" собаки, пой¬манное фотографом, могут быть гораздо более привлекательны. К сожалению, снимки такого рода пока крайне редко встречаются в рекламе собак (в отличие от рекла¬мы сигарет, напитков и т.п., где попадаются действительно инте¬ресные кадры).
|