Суббота, 2018-10-20, 4:49 AM
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Бульдоги... [6]
...Истории, рассказы и повести из жизни наших бульдогов!
Уже ваш... [13]
...Статьи по выбору и содержанию бульдога.
Кормление... [2]
...О питании, режимах кормления и т.д.
Ветеринария... [3]
...Информация о лечении и заболеваниях у собак.
Шоу... [9]
...Груминг, хэндлинг и др.
Разведение... [2]
...Племенная работа и всё что с ней связанно.
Форма входа
Поиск по каталогу
Наши друзья
Племенной завод французских бульдогов Vesely Apelsin! Питомник английских и французских бульдогов - ЛЕАНТО/Kennel of the english and french bulldogs LEANTO
Читальный зал
» Статьи » Уже ваш...

Метод коррекции поведения часть 1
Методы коррекции поведения
Прежде чем говорить о борьбе с конкретными формами нежелательного поведения, мы коснемся общих методов коррекции поведения. В дальнейшем при анализе какого-либо случая мы не будем повторяться, а при необходимости станем ссылаться на соответствующий раздел. Кроме того, автор как человек имеет право всего не знать. Поэтому, если вы столкнетесь с формой поведения, не описанной в данной книге, то, зная методы коррекции, сможете самостоятельно назначить курс лечения.
Метод 1. Формирование желательного поведения
По своему содержанию этот метод является направленным правильным воспитанием собаки и хотя книга посвящена не воспитанию, а перевоспитанию, мы все-таки упомянем и о нем.
Приобретая щенка, мы должны знать и помнить, что наши собаки начинают накапливать опыт, и плохой, и хороший, сразу после того, как появились на свет. Наша задача - предложить им хорошие формы поведения до того, как они сами займутся своим воспитанием.
Воспитание человека включает в себя психологические, социологические, физиологические и физические аспекты. В отличие от специального обучения, которое реализуется в профессиональной деятельности, воспитание проявляется в навыках социального поведения. Быть воспитанным значит уметь хорошо себя вести (в семье, на улице, в коллективе, по отношению к окружающему миру). Если говорить о социальном аспекте воспитания собаки, то в человеческом обществе ей приходится играть несколько социальных ролей:
• собака - член семьи человека;
• собака - член общества людей;
• собака - член общества других животных;
• собака как партнер в паре: человек (хозяин) - собака;
• собака как биологическое существо в мире физической стимуляции;
• собака, выполняющая специальную функцию (собака-сторож, собака-защитник; собака-компаньон;
собака-охотник и т.д.).
Собака должна себя вести адекватно поведению членов семьи и по отношению к прохожим на улице и попутчикам по автобусу, по отношению к другим животным, так же, как и по отношению к владельцу в процессе дрессировки или кинологу при выполнении специальных функций. Для эффективного управления собакой и успешного выполнения возложенной на нее работы собака должна также адекватно реагировать и на н######ологические факторы окружающей среды. Правда, это уже реализация психофизиологической стороны воспитания и это требует особого рассмотрения. Пока же мы подчеркнем, что первой задачей воспитания является адекватная социализация собаки.
Под социализацией понимают "процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности" (Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: феникс, 1998). Проще говоря, социализация это обучение совместно жить и действовать. Во время социализации собака обучается определению, распознанию и запоминанию возможных социальных партнеров и правилам взаимодействия с ними. Отсутствие
социализации, неполная или неправильная социализация приводит к развитию настороженности по отношению к человеку и животным или боязни их и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей или видам животных, а отсюда к появлению трудностей в управлении собакой, ее дрессировке и использовании. Иногда у собаки, напротив, развивается повышенная агрессивность.
Как и человек, собака относится к незрелорождающимся видам. Процесс дозревания нервной системы - окончательное ее морфологическое и физиологическое формирование происходит уже в процессе раннего онтогенеза (т. е. раннего развития). Дозревание нервной системы осуществляется при активном участии факторов внешней среды. Так задумала природа, предполагая некий оптимальный уровень взаимодействия молодого организма с окружающей средой. Если этот уровень искажается, например, организм испытывает недостаток сенсорной стимуляции, процесс формирования нервной системы нарушается В условиях сенсорной изоляции мозг атрофируется, и, наоборот, развивается выше средних возможностей при гиперстимулировании шумом, запахами, вкусовыми и зрительными раздражителями, аффективными воздействиями и т.п. Известен так называемый "синдром питомника", а в настоящем времени приходится говорить о появлении "синдрома квартиры".
Ранняя сенсорная депривация (депривация - лишение, отсутствие чего-либо), которая может проявляться в условиях ограниченного содержания (в питомнике, в квартире, на участке коттеджа), однообразных факторов внешней среды, пониженной двигательной активности, невысоком уровне социальных кон-'
тактов (в той или иной степени выраженная социальная изоляция) вызывает часто не компенсируемые в дальнейшем недостатки поведения.
Ранняя сенсорная депривация приводит к разной степени выраженности следующим последствиям:
• морфологическим изменениям центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);
• торможению формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;
• сохранению "рефлекса настороженности";
• замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке;
• ухудшению сенсорно-моторной координации животных, что выражается в трудности освоения двигательных навыков;
• активации нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного;
• снижению стрессоустойчивости и ухудшению состояния конституционального (естественного) иммунитета.
Таким образом, второй составляющей воспитания (психофизиологическая сторона воспитания) является обеспечение адекватного дозревания (формирования) центральной нервной системы собаки.
Применительно к животному не принято говорить о характере, чаще используют понятие "темперамент", под которым подразумевается совокупность психических свойств индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, характеризующих степень активности и эмоциональности м проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.
Как только рождается животное, генетически наследуемые его свойства начинают взаимодействовать с окружающей средой (кстати, человек, это элемент окружающей среды по отношению к собаке, пусть даже очень активный, но элемент) и в процессе своего взаимодействия изменяются. Изменяются не до бесконечности, а в рамках генетически предопределенной вариации признака и в совокупности определяют темперамент животного. Свойства организма наиболее пластичны до его полового созревания. Это не значит, что свойства темперамента остаются неизменными после этого, но их изменения во взрослом состоянии уже не столь значительны.
Конечно, темперамент может формироваться и без участия человека и даже вопреки его желанию, так как является процессом биологически закономерным. Задачей человека является формирование темперамента с заданными свойствами (в рамках генетической вариации данного животного), которые определяются целью использования собаки.
Таким образом, воспитание это еще и формирование темперамента.
Нарисуйте себе образ идеальной собаки (а он достаточно индивидуален), представьте себе, как она должна себя вести в той или иной ситуации и научите этому щенка. Тогда ему не нужно будет придумывать свои способы
удовлетворения потребностей и разрешения ситуаций.
Покупая щенка, сделайте так, чтобы месяцев до 6-8 он не оставался дома один. Это можно устроить, если выстроить в ряд отпуска взрослых и каникулы подрастающих членов семьи. Тогда щенок будет расти под обязательным надзором, и вы будете иметь возможность вовремя пресечь нежелательное поведение, не дав ему закрепиться до навыка.
Когда такой возможности нет, необходимо приобрести, придумать и изготовить множество игрушек и как можно чаще играть ими с собакой, чтобы отработать до навыка ее взаимодействие с 'определенными предметами. Тогда щенок чаще будет обращаться именно к ним и оставит в покое предметы обихода. Но пока он мал, убирайте все. что может привлечь внимание щенка, вне пределов его досягаемости - это не так уж трудно.
А если сразу приучить щенка есть только по команде и только из миски, то вы избавитесь от многих будущих проблем: попрошайничества и принятия еды от посторонних лиц, а также поедания пищи с земли. И команда подхода к хозяину, и привязанность к нему формируются легко и на всю жизнь, если начать работать над ними, когда собаке исполнится 2 месяца. Чем позже, тем труднее.
Первые месяцы жизни щенка выводите его гулять только на поводке. Постоянный контроль позволит направить поведение щенка в нужное русло и контролировать его. Не оставляйте щенка без внимания, постоянно играйте с ним, не давая ему времени и возможности для всех неблаговидных действий. После прогулки щенок должен быть очень уставшим, тогда домой он придет отдыхать, его двигательная и разрушительная активность будут значительно снижены.
Как мы уже говорили, щенок обучается легко и быстро. К тому же он физически настолько слаб, что с ним нетрудно справиться. Поэтому не откладывайте обучение (дрессировку) собаки ходить рядом с вами на поводке, не тянуть на лестнице и во время прогулки.
Не ждите, пока ваш дог, ротвейлер или кавказская овчарка станут сильнее вас. То же касается и борьбы с иерархической (внутрисемейной) агрессией.
Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения
Смысл этого метода заключается в устранении физической возможности совершения неугодного вам поведения. Например, собака в глухом наморднике не подберет пищу с земли, не будет много лаять, не укусит человека или другую собаку и не причинит вреда домашним животным. Намордник помешает собаке испортить мебель, обувь, провода и электронику, когда она остается в квартире одна, но при условии, что собака намордник не снимет.
Такого же эффекта можно достичь, если содержать собаку в клетке, посадить собаку на привязь, оставлять ее в комнате, лишенной ценных для вас вещей или убрать вне пределов досягаемости собаки все то, что не предназначается для ее зубов.
Чтобы собака не убегала, ее водят на поводке, прогуливают на огороженном участке или привязывают к ошейнику увесистую палку, которая мешает собаке бежать (так иногда поступают охотники).
Чтобы собака не воровала продукты, их нужно убирать подальше; чтобы не лазала на диваны и кровати, на время своего отсутствия положите туда стулья. И так далее, и тому подобное, главное - если вам не нравится какое-либо поведение вашей собаки, сделайте так, чтобы она не смогла его совершить. Правда, нельзя утаить того, что верным способом избежать непорядка в квартире и испорченного настроения на улице, является отсутствие собаки.
Конечно, этот способ ничему не учит и ни от чего не отучает. К его достоинствам можно отнести только то, что он очень оперативен. Применив его, вы получите достаточно много времени, чтобы подумать над тем, что же делать дальше.
Способ устранения физической возможности совершения нежелательного поведения не устраняет потребности (мотивации), лежащей в его основе, и не предлагает освоить другую форму поведения. Но этот способ, не допуская повторений плохого поведения. препятствует его закреплению. Если же хозяин собаки очень постоянен и настойчив в применении этого способа, то поскольку многие, нежелательные для человека формы поведения собаки характерны для периода ее детства, способ может помочь благополучно миновать их. То есть. пока вы держите щенка на привязи и не даете ему возможности съесть вашу обувь, он вырастет, и желание съедать обувь пропадет само собой. Но содержать щенка на привязи опасно тем, что он может запутаться, а в туалетной комнате на кафельном полу может простудиться. Пожалуй, лучшим выходом из такой ситуации будет поддержание порядка в квартире, если же вам лень убирать обувь, поможет клетка.
Метод 3. Наказание
Мы очень часто пользуемся этим термином, объединяя под его именем все неприятные и болевые воздействия на собаку, тем самым запутывая еще больше и так запутанное дело воспитания и дрессировки. По-
Рисунок 2. Принцип действия наказания
этому, кстати, нам трудно согласиться с утверждением, что наказание нельзя использовать, воспитывая и дрессируя, что оно малоэффективно, что существуют другие, более гуманные и действенные способы, например отрицательное подкрепление.
Так что давайте сначала разберемся, что же такое наказание, чтобы не только согласиться с предложенным выше, но и, узнавая его в лицо, не пользоваться им так часто.
Наказание - это такие наши неприятные для собаки или болевые воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного с нашей точки зрения поведения собаки. То есть между проступком нашего пса и нашими воздействиями проходит какое-то время. Это главное отличие наказания. Если же неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время него, то это - отрицательное подкрепление.
Вторым отличием наказания является его неизбежность. Как бы себя ни вела провинившаяся собака после проступка, мы считаем, что ее следует наказать. И наказываем. Например, мы приходим вечером домой и обнаруживаем в квартире Содом и Гоморру и радостно встречающего нас щенка. С точки зрения среднестатистического хозяина собаки, мы должны его наказать, что мы и делаем. Это на самом деле наказание, так как отдалено от проступка немалым количеством времени и оказалось неизбежным. Как, впрочем, и бесполезным, в чем вы убедитесь со временем сами. Но это одновременно и отрицательное подкрепление ритуала встречи вашего щенка. \Л вы заметите, как щенок перестает радоваться вашему приходу и все чаще принимает позу подчинения (стыдится наделанного им беспорядка, но продолжает делать его, с вашей точки зрения).
Или ваша собака что-то подобрала на улице и, тщательно пережевывая это что-то, подходит к вам, выполняя команду "Ко мне!". Вы. естественно, ее выдираете аки Сидорову козу, и это является наказанием для подбора пищи (бесполезным, вы сами знаете), но одновременно отрицательным подкреплением подхода к дрессировщику. Ваши действия приводят к тому, что собака перестает в такие моменты подходить к вам, а спокойно доедает подобранное в стороне.
И еще одна ситуация. Вам не нравится, что собака забирается на диван, и вы бы хотели исправить данное поведение. Вы входите в комнату и застаете на диване спящую собаку со счастливым выражением морды. Желая дать понять собаке, что она не права и что вам не нравится такое поведение, вы ее шлепаете. Со временем собака начинает понимать вот что: когда она лежит на диване, ваше появление и угрожающие слова служат сигналом к быстрому спрыгиванию с дивана, чтобы избежать шлепка. То есть вы учите собаку быстро спрыгивать с дивана при помощи отрицательного подкрепления. Но шлепки ваши являются наказанием к тому самому залезанию на диван, с которым вы собрались бороться. Со временем вы сами убедитесь, что воспитательное значение этого наказания ничтожно. Об этом же говорит и весь опыт человечества в части борьбы с преступлениями при помощи наказания.
Почему наказание чаще всего бездейственно? Потому, что, во-первых, потребность уже удовлетворена и нежелательное действие уже получило положительное подкрепление. А во-вторых, потому что воздействие как следствие очень отдалено от причины (проступка). Представьте себе - вы наказываете собаку через час после того, как она съела ваши тапочки. В течение этого часа собака еще совершила с десяток безобидных поступков. Как же ей понять, какое именно действие привело к неблагоприятным последствиям? Природа заставляет ее связывать последствия с последним по времени действием, что собака и делает.
Наказание не учит, не дает информацию животному о том. какое же поведение правильное. Собака, которую вы наказываете за съеденные тапочки, ничего не может понять, потому что в течение последнего часа она больше не ела никакой обуви. И вам бы порадоваться этому. И еще: наказание чаще всего учит тому, как не попадаться, а не тому. как правильно себя вести. Очень трудно для человека, а для животного практически невозможно изменить будущее поведение, чтобы в будущем избежать его последствий.
И присмотритесь к себе - чаще всего, наказывая собаку, вы просто даете выход своим эмоциям и своим обидам на нее.
Опасно же наказание тем, что, как замечает К. Прайор, оно служит мощным подкреплением наказывающему. Если при помощи наказания нам удалось исправить (а это случается) поведение, то бессознательно мы все чаще и чаще начинаем прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий на молодое животное приводит к тому, что у него пропадает всякое желание воспитываться и дрессироваться, оно вырастает зашуганным и робким.
Наказание может помочь, когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки. То есть, если бы за первое преступление отрубали руку, вряд ли бы возникло желание совершить второе.
Категория: Уже ваш... | Добавил: РОЗИ2 (2006-08-16) | Автор: Джон Фишер
Просмотров: 1427 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]